Утверждение, что с возрастом игрушки мальчишек становятся дороже, верно только наполовину.
Некоторые увлечения еще и меняют масштаб. Вы угадали, речь пойдет о многомиллионной армии фанатов сборки моделей из промышленных пластиковых наборов. Для одних, это повод посмеяться и сказать, мол, не наигрались в танчики, самолеты или кораблики. А для других возможность показать свой скилл в работе с миниатюрными, а порой “блошиными” или “слепыми” размерами.
Ведь как ни крути терминами, а работа над моделями - это пример технического творчества. И смысловая нагрузка тут падает на слово творчество. Особенно радует, что возможности аддитивных технологий позволяют моделистам облегчить их нелегкий труд и поставить более высокую планку в достижении копийности. Тут логика обратная: чем сложнее, тем круче!
Сегодня своим опытом и достижениями делится талантливый моделист и просто “физик” по призванию, Виталий Фёдоров.
Виталий закончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики по специальности вычислительные машины, комплексы, системы и сети. Так что с “железом” и софтом как в жизни, так и на работе он на ты. “Лирикой” же в повседневной суете инженера стало увлечение стендовым моделизмом. Здесь тебе и применение прикладных технических навыков, и элемент искусства.
Виталий Фёдоров
Специализация в хобби - сборка моделей кораблей из промышленных пластиковых наборов.
Для справки, по международной классификации судомодельных дисциплин - код С6.
Любимый масштаб - 1/350. Не слишком габаритный, но при этом позволяет поработать над действительно мелкими деталями и по итогу корабль смотрится эффектно на полке.
Виталий исповедует в хобби хардкорный подход. То есть не ограничивается стоковым склеиванием набора, так называемой “изкоробочной” сборкой. А наоборот, повышает уровень копийности до уровня экстра класса. Это дополнительные усилия и немалые деньги по “допиливанию”, в буквальном смысле, промышленного набора. Процесс, в принципе бесконечный, но у каждого моделиста свое представление идеала и лимит времени на его достижение.
В этом случае в ход идет “тяжелая артиллерия”:
- Наборы фототравления для имитации антенн, леерного ограждения, лестниц и прочих ажурных деталей;
- Смоляные сеты для замены “топорных” пластиковых стволов пушек, пулеметов мелкого калибра и иных “изкоробочных” деталей.
Пример хардкора.
Повторяю - это недешево, долго и...все-таки круто. Фото предоставлено Федоровым В.А.
Перед вами итог кропотливой, полуторагодовой (!!!) работы Виталия - модель авианосца “Эссекс” от китайской фирмы Trumpeter.
Масштаб 1/350. Доработано все, что можно...и нельзя. Фото предоставлено Федоровым В.А.
Впрочем, все по классике. Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво.
Пушкин в душе, должно быть, был моделистом.
Хорошо видны усовершенствования. Смоляные самолеты, пулеметы. Фототравление для деталей ограждения. Фото предоставлено Федоровым В.А.
Однако все это было до появления 3D принтера Hercules в квартире Виталия.
Что сподвигло на покупку аппарата?
Пример хорошего знакомого, который ранее уже приобрел 3D принтер этого бренда и был доволен результатами. Тем более, что круг интересов нашего героя гораздо шире, чем сборка кораблей.
Hercules предполагалось загрузить сторонними проектами. И тут работяга H18 поработал стахановскими темпами. Всего за 6 месяцев Виталий изготовил несколько держателей для сотовых телефонов, подставку под инструменты и даже поворотный столик для фрезерования.
Проба экструдера.
Держатель сотового телефона. Фото предоставлено Федоровым В.А
Подставка для модельных инструментов. Сопло - латунь 0,5 мм. Материал- PLA (полилактид). Фото предоставлено Федоровым В.А.
Она же в работе.
Подставка для модельных инструментов. Сопло - латунь 0,5 мм. Материал- PLA (полилактид) Фото предоставлено Федоровым В.А.
Усложняем задачу.
Поворотный столик для фрезерования. Сопло - латунь 0,3 мм. Материал АБС-пластик. Фото предоставлено Федоровым В.А.
Он же с другого ракурса. Оцените красоту дизайна и аккуратное исполнение. Вот, что значит базовое техническое образование, творческий подход и качественный 3D принтер Hercules!
Поворотный столик для фрезерования. Сопло - латунь 0,3 мм. Материал АБС-пластик. Фото предоставлено Федоровым В.А.
Вершиной прикладного использования Hercules стал проект по доработке дизайна авиационных часов.
Стандартный хронометр из приборной панели самолета нужно было установить в оригинальный корпус. Стильный сувенир или напоминание о службе в ВВС.
Авиационные часы 60 ЧП (часы полетные) Фото предоставлено Федоровым В.А.
Дизайнерский корпус.
Сопло - латунь 0.3мм. Материал - PLA-Granite Фото предоставлено Федоровым В.А.
Симпатичный результат.
Сопло - латунь 0.3мм. Материал - PLA-Granite Фото предоставлено Федоровым В.А.
На этапе прототипирования Виталий пользуется программой FreeCAD. Софт бесплатный и обладает достаточным функционалом.
Пример разработки 3D модели колесной тележки для модели тепловоза 2ТЭ116. Фото предоставлено Федоровым В.А.
И все-таки возвращаемся к моделизму. Именно аддитивные технологии позволили Виталию взяться за амбициозный проект по созданию модели тепловоза 2ТЭ116 с “нуля”. Тут пригодились все технические навыки и наработки. Работа с чертежами, перевод в масштаб, прототипирование в FreeCAD и наконец печать на 3D принтере Hercules.
При этом полная независимость от производителя модели, свобода творчества и высочайший уровень копийности. Ведь все, что нужно для постройки находится под рукой. Это моделизм третьего тысячелетия. Это совершенной иной принцип и технология хобби.
Пришел. Прототипировал. Напечатал.
Александр Македонский бы одобрил
Тележка тепловоза. Сопло - латунь 0,2 мм. Материал АБС-пластик. Фото предоставлено Федоровым В.А.
“Для моделизма принтер может очень сильно упростить ход создания модели, особенно в плане создания большого количества одинаковых деталей.”
В.Федоров
Что касается работы H18, то за все время эксплуатации Виталий заменил только тефлоновую трубку. В остальном нареканий нет. Дополнительный плюс, что принтер закрытого типа и никакая пыль в процесс не вмешивается. Настройка же режимов печати и прочие технические моменты для истинного “физика” всего лишь исходные данные, все решаемо.
Что в планах? Тут можно ответить словами из песни: И вновь продолжается бой!
Довести до конца проект тепловоза 2ТЭ116.
Модель тепловоза 2ТЭ116. Фото предоставлено Федоровым В.А.
И “допилить” очередного красавца в масштабе 1/350. На это раз авианосец Нимиц.
Настольная судоверфь не дремлет. Фото предоставлено Федоровым В.А.