Кейсы

Можно построить все! Hercules Strong - проводник инноваций в дополнительном школьном образовании

Всегда приятно получать актуальную обратную связь от наших пользователей. Каждый клиент - это уникальная ситуация, опыт и история, связанные с 3D принтерами Hercules. 

Герой, точнее героиня этого интервью человек во многом уникальный, творческий. Впрочем, другим на поприще школьного образования быть нельзя. Позвольте представить. 

Галина Григорьевна Гиршберг, преподаватель информатики  в МБОУ Средняя  Школа №7, город Майкоп. Галина Григорьевна закончила физический факультет Адыгейского Государственного Университета  в 1992 году по специальности - физика информатика и вычислительная техника. 
В школе работает с 2013 года. Помимо основной учебной нагрузки в зоне ответственности преподавателя находятся курсы по робототехнике LEGO, 3D моделированию, 3D печати.

Оборудование, используемое в кружках - Hercules Strong 2015, Hercules G2.


Галина (слева), ученица Настя и работяга-Hercules strong (на заднем плане). Фото с

https://www.instagram.com/kb7_01/ 


Интервьюер -  Добрый день, Галина Григорьевна!

Галина - Добрый. Можно просто Галина. 


И - Договорились. Очень приятно, что выделили время для беседы.  Итак, начнем, как ни странно с самого начала. Как вообще пришла идея начать осваивать 3D печать в вашей школе?

Г. - На дворе2015 год. И прям был бум по этой теме. Знаете, все эти  рассказы о том, как прекрасно печатать на 3D принтере. Как это интересно. Как много возможностей это дает! Данное направление тогда захватило наши умы, и мы подумали, что давайте тоже пробовать. 


И - Вот так и рванули, прямо с места в карьер? 

Г- Да! Нам надо было посмотреть, что это такое? Как это работает? Мы изучили все, что было по этой теме. А в свободном доступе было не очень много информации.  И вот приняли решение, что да, действительно, для того, чтобы заниматься робототехникой  принтер нужен. Без этого жить нельзя!


И - Насколько я понимаю, все расходы на подобные начинания должны быть привязаны к каким-либо учебным проектам региональным, национальным? Было ли содействие со стороны руководителей образования Республики Адыгея, администрации города,  дирекции школы? 

Г.- Да, все верно. В декабре 2015 года мы стали участниками государственной программы «Доступная среда». Все оборудование подбирали самостоятельно с прицелом на перспективу.   Финансированием  занимался Комитет по образованию Администрации город Майкоп, на тот момент руководителем была Паранук Сусанна Руслановна она и подтолкнула нас к покупке 3D принтера. 

В  2019-2021 году мы стали участниками Федерального проекта “Успех каждого ребенка” в и снова без содействия, заместителя министра образования и науки Республики Адыгея,  Сусанны Руслановны Паранук,  вряд ли что-то бы получилось. Сами понимаете, Федеральный проект это очень серьезно. Без административной поддержки никуда.

Пользуясь случаем, выражаю глубокую признательность Наталье Николаевне Валуевой, руководителю Регионального Модельного центра Республики Адыгея. Наталья Николаевна со своей командой занимается реформированием дополнительного образования в Республике, именно на её плечи легла трудная работа по урегулированию всех вопросов связанных с покупкой оборудования индивидуально для наших кружков.

По итогу, совместных усилий в нашей школе созданы несколько высокотехнологичных лабораторий. Огромное спасибо директору школы Обернинову Виталию Викторовичу, за то что все самые бредовые идеи поддерживаются, а находя свое воплощение оказываются не бредовыми а высокотехнологичными.

И - Удивительный пример кооперации, обычно все наоборот! Как ставили вопрос о выборе 3D принтера, производителя? Были ли какие-нибудь сложности на этом этапе? Ведь, как вы сказали, информации были крохи. 

Г. - Если чуть отмотайте временную ленту назад, то поймете, что в 2015 году на самом деле приличных 3D принтеров не было. Что значит приличных? Которые были бы  достаточно простыми в использовании и доступными по цене. Бюджет, сами понимаете. 


И - И чем был вызван выбор конкретно Hercules Strong?

Г.- А сейчас будет рекламная пауза! (Смеется).

Ну, а если серьезно, то подкупило в первую очередь то, что ничего не надо собирать, ничего не нужно было  доделывать. Что-то там придумывать и так далее.

Также понравилось, что полностью закрытый корпус. Это для дополнительного образования детей с ОВЗ (прим. ограниченными возможностями здоровья) очень важно.



            Первая проба пера, точнее экструдера! Фото предоставлено Гиршберг Г.Г.



И - Скрупулезный подход.

Г- Спасибо. Продолжу. Ещё один большой плюс, на наш взгляд, в том, что это российские ребята.


И - Поддержим отечественного производителя? 

Г- Да, да. Мы сделали выбор в пользу российской сборки, подхода, инженерного решения. Это близко сердцу нашего человека. 


И - А какие-то моменты по ТТХ принтера применяли на себя перед  окончательным решением? Как это виделось? 

Г- Конечно! Ну купили бы мы в школу первый попавшийся на глаза 3D принтер. И представим, что  этот один «малыш» на все классы.  Размерами 15 см на 15 см, условно говоря, или 15 см на 25 см рабочей поверхности.
И что?
Это ни к чему хорошему не привело бы. 

То есть ничего вообще, в принципе, распечатать кроме там каких-то красивостей, либо составных деталей  фактически невозможно. Поэтому и решили, раз денег  на один принтер, то пусть будет,  который работает долго-долго.  А на сайте Импринты был такой большой тест, не помню насколько часов.  В общем, там был огромный замок на печати,  и он (Hercules) действительно работал. Без остановки. Так это всем понравилось тогда. 

Примечание редакции. Галина имеет в виду, челлендж по печати средневекового замка -5-ый подвиг Геркулеса. Время непрерывной работы Hercules strong составило 130 часов 20 минут.


И - Хорошо, ну и как, вы, новички, смогли совладать с новой техникой? Быть может были чисто технические моменты, трудности с интеграцией? 

Г- После приобретения Геркулеса никаких сложностей с тем, чтобы начать работать на нем у нас не было. Вот пришёл он в чудесной коробке, доставка была прямо до двери. Распаковали технику  и  фактически начали с ним экспериментировать. Мы его  запустили, соединившись по вайберу с технической поддержкой производителя, это для нас тогда была вообще классная тема. Несколько раз созванивались, что нужно было выясняли. Специалиста ведь по 3D никакого не было. 


И - К слову, о специалистах. На что был похож поиск информации о 3D печати тогда, в 2015 году?

Г- (вздыхает) Хм...я же учитель информатики, не специалист по аддитивным технологиям. В 2015 году это прям была беда. Никакой информации, за исключением каких-то единичных блогеров, которые что-то там рассказывали не совсем профессиональное.  


Занятие по робототехнике.  Фото предоставлено Гиршберг Г.Г.



И - То есть это было такое суровое крещение для энтузиастов 3D печати в провинции?

Г- Есть такое дело! (улыбается)
Но зато, что  нам было нужно, мы этому научились сами. Такой же подход я использую и пропагандирую, в принципе, при обучении детей. Если тебе чего-то сильно хочется, ты научишься. Не нужно быть семи пядей во лбу, мега талантливым каким-то. 


И - Сурово, не находите? 

Г- Вовсе нет! Все дети, которые к нам приходят, обучаются и работают по принципу:  Надо? Пробуй! То есть они на практике познают, что нерешаемых задач нет. Можно построить все!

Кто-то походил и понял для себя, что, да, это классно!  Буду и дальше заниматься.  Кого-то не зацепило. И это нормально.  


Кто-то походил и понял для себя, что, да, это классно!  Фото предоставлено Гиршберг Г.Г.



И - Расскажите, пожалуйста, с какого формата началась работа кружков робототехники и 3D моделирования в вашей школе?

Г- Стартовали занятия летом 2016 года.
На тот момент уже был 3D принтер, наборы  для робототехники Lego.

Вот тогда и запустили первый  летний курс. Мы сразу же начали учить детей и 3D моделированию, и робототехнике параллельно. Так продолжается  до сих пор. Отдельного курса 3D моделированию и печати у нас довольно долгое время не было, мы будем запускать его только с 1 сентября 2021 года. До этого проводили маленькие интенсивные летние курсы. 


И - Такая методическая и педагогическая сцепка робототехника-3D печать себя оправдывает?

Г- Я считаю, да,  решение было правильное. Потому что очень многого в  наборах  Lego техник не хватает.  Чего-то уже не закажешь, перестали выпускать. Или сами дети иногда придумают какую-нибудь  конструкцию из стандартного набора, и  не достает буквально тяги одной определенной длины. Вот этот вопрос  легко решается благодаря 3D принтеру. 


И - А первые впечатления от работы с Геркулесом помните?

Г- Конечно! Это было паломничество какое-то в наш класс. Шоу. Наблюдать за процессом печати нравилось вообще всем.
Когда Геркулес работал, не знаю, часов 8- 12, ведь мы выбирали из интернета самое замороченное. Детали немыслимые, модели выискивали посложнее. 

И вот вся школа гуськом приходила и смотрела. Как  так? Как это вообще происходит? Вот ничего не было, а теперь на тебе стоит такая классная штука! Из ниоткуда.


Можно вот сидеть часами, наблюдать за процессом. Геркулес стоит себе спокойненько работает, а ты сидишь и наблюдаешь за этим.  Фото предоставлено Гиршберг Г.Г.



И - Галина, вы очень классно передаете эмоции. Я это прям вживую представил! А вот, если коснуться обучения? По сути, у вас нет таких академических вводных лекций, а больше  прикладной уклон?

Г- Совершенно верно. Схема простая: нужна деталь, вот у нас есть 3D принтер. Мы сейчас возьмем и сделаем то, чего не достает. Здесь и сейчас.

Вот такой подход, на мой взгляд, это самая классная штука. Это больше всего мотивирует детей и дает возможность понимать, что  3D принтер, наверное, это как ручка и бумага, молоток, штангенциркуль.  Нечто такое, что дает тебе возможность получить очень хороший, высокий, либо полезный результат.  


И - Получается, что ребенок относится к высоким технологиям как к обычному рабочему инструменту?

Г- Да, 3D принтер - это инструмент. Мы к нему всегда так относились. И Геркулесик (улыбается) слава Богу нас ни разу не подвел!


И - Насколько детям интересна 3D печать и с какого возраста принимаете в свои ряды? 

Г- Ученик может у нас получить дополнительные навыки сразу же после окончания первого класса. 


И - Прямо такие вот малыши штурмуют высокие технологии? Не рано? Ведь это же надо сидеть за столом, собирать детали по инструкции. Скучно для них. Побегать ведь хочется!

Г- Что вы?! В самый раз. А насчет того нравится ли детям это направление? Все люди на нашей планете очень любят то, что они делают. Я имею в виду, что они делают прям очень-очень! С душой. 

Поэтому, когда ребенок печатает маленькую детальку для робота, которой не хватало. Или  у девочки возникло желание сделать какой-нибудь  брелочек в форме сердечка с надписью «Я тебя люблю». И потом с гордостью повесить его себе на сумочку. Это непередаваемые ощущения у них. Что они сами, бац и сделали крутую штуку!


Фото предоставлено Гиршберг Г.Г.



И - Кстати, мне интересно кого больше в группах девочек или мальчиков? Есть ли у них отличия в подходе к поставленным задачам?  

Г- Скажем так, 50/50.
Но мы очень любим привлекать девочек к  3D моделированию и  печати, робототехнике. Потому что на сегодняшний день это очень нужно, у девочек другие мозги. Я сейчас как бы не про феминизм (смеется). А про то, что подход девочек к 3D печати и 3D моделированию и подход мальчиков разный.

Отличаются постановка задач, цели и вообще результаты, которые их удовлетворяют и так далее. 


И - Интересная постановка вопроса! А какие изделия печатаете кроме запчастей для роботов? Наверняка ведь были какие-то сложные проекты?

Г- Сразу вспоминаю 2017 год.
Это был год Петуха. Так мы этих петушков, я не знаю какое количество напечатали в ту зиму. (смеется и машет рукой).

Встречались и чисто бытовые задачи.
Например, для технологии нужно было сделать заглушки для металлических трубочек на полку. Да, они их (трубки) нарезали, с ними все нормально, но немножко не то. Не очень красивый вид имеют. Ребята обратились к нам.
Ну хорошо приходите, делайте свои заглушки. Поможем в организации процесса.  


И - Сами?

Г- Да, сами. Под руководством, конечно. Но обязательно своими руками.
Делать что-то за ученика смысла не имеет.


Еще пример, девочки у нас принимали участие в школьном конкурсе «Модный дебют».
По очередной задумке им понадобились пряжки в стиле аниме.

Как их делать?
Папье маше? Тоже вариант, но долго.

Они просят, мол, сделайте. Тогда берем их за руку и отводим в класс 3D печати.
Создают модель и печатают!


Обожаем вазы!  Фото предоставлено Гиршберг Г.Г.



И - Опять сами?

Г-(смеется) Да!


И - Здорово! А было ли такое, что  к вам обращались за помощью ученики не из ваших кружков?


Г- Да, в Майкопе есть довольно большой выбор учебных локаций с высокотехнологичным оборудованием, например  «Кванториум», но проблемы частенько  в том, что 3D принтеры там как раз те самые “малыши», Да, их там стоит много, и они классные, но есть проекты которые не представляется возможным воплотить на такой маленькой рабочей поверхности. В таких случаях мы всегда готовы помочь. В конце учебного года к нам обратился один из учеников нашей школы вместе с наставником Промробоквантума.  Проблема была в размерах детали, вернее даже не в размере а в форме детали. По чертежу у них был проект шнекохода, а там же роторы, ну очень объемными выходили. По частям их печатать не получится (тот кто знает что за техника шнекоход понимает о чем я) , после склейки и постобработки наверняка деформируются  Так что только через Геркулес все и создавали. В общем, помогли.

И - То есть местечкового, мол, не наш, то не помогаем у вас нет?

Г- Нет, конечно! 


И - А в каких конкурсах вашим ребятам  удавалось поучаствовать? 

Г- Мы стараемся принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в радиусе 200 км.
С 2017 года мы  участвуем и побеждаем по южному федеральному округу  в  конкурсе «Юные  робототехники - инновационной России». В номинациях  для самых маленьких и до 9 класса занимаем каждый год и 1 и 3 места. 


И - Стабильность- показатель мастерства! А в конкурсах по 3D печати участвовали? 

Г- К сожалению, мероприятий по 3D моделированию и прототипированию никто поблизости не проводит, а выезжать куда-то очень далеко бывает очень проблематично. (вздыхает) Сами понимаете, причин на это много. 


И - А вспомните самый крутой вызов за всю историю кружка?

Г- Безусловно общероссийский финал «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), который проходил  в январе 2019 года в Майкопе.

На базе нашей школы была локация соревнований по мобильной робототехнике. Так вот, официальным партнером этих соревнований традиционно является VEX Robotics. Все мероприятия проводятся только на их платформах. Требования для организаторов и участников в этой дисциплине очень жесткие.

Помимо достаточно высокой стоимости наборы VEX Robotics меняются каждый год. Весьма затратно.

Нам как организаторам нужно было обеспечивать на каждый стол комплекты специальных колец, которые должны по сценарию перетаскивать роботы.
А где их взять?
Я сделала запрос на VEX Robotics. Нам прислали 3D модель, которую мы сначала  разрезали пополам, поскольку ее очень тяжело было напечатать. Затем шел этап печати и склеивания.

Такого количества колец ни один Геркулес не видел! То есть  для каждой команды и для каждого стола (а их там 3 было) нужен был сет на 260 или 280 штук. Мы печатали, наверно, месяц, только эти  кольца.

Это был супер проект и опыт.


23 января 2019 года. Команда волонтеров 7 школы на Ворлдскиллс Россия. На столе как раз те кольца, распечатанные Hercules strong для соревнований. Фото с https://www.instagram.com/kb7_01/ 




И - Как понимаю, это по-хорошему встряхнуло всю школу? 

Г- Еще как! Помимо того, что все 1 и 2 и 3 места заняли наши дети,  нам понравилось это все организовывать. Было классно и очень интересно! Столько новой деятельности, в которую была вовлечена вся школа. Большое количество детей принимало участие в качестве волонтеров. Для учеников своей школы  мы устраивали мероприятия, на которые приходили и из других школ посмотреть.

Но самое главное, что  дети принимали участие в таком,  федерального уровня мероприятии, готовились к нему.  Колоссальный опыт, который всех воодушевил. 


И - И все же, несмотря на такой позитив, некоторые родители  не понимают, зачем детям изучать 3D печать или 3D моделирование. На ваш взгляд, почему детям полезно этим заниматься? 

Г- Да, такая проблема есть. А Вы знаете где находится Майкоп? Посмотрите на карте. У нас тепло,  у нас горы, у нас чистое небо и бурные реки, от нас до моря 144 километра до Черного моря. Приглашаю в гости !

  А вот промышленных предприятий, у нас мало. Мотивировать в данной ситуации родителей на то, чтобы ребенок в старших классах потратил 4-8 часов в неделю на 3D моделирование, прототипирование и робототехнику  сложно.

У родителей возникает вопрос, а что то потом?

И - То есть родители расставляют приоритеты детей на что-то другое?

Г- Да, пока еще мы-родители  не понимаем, что те специальности,  которые раньше считались очень перспективными  на самом деле умирают. Я умышленно говорю мы-родители, потому что у меня сын этом году идет в 11 класс и я в данном случае по обе стороны баррикад. 

Мы еще не можем подстроится к скорости изменений мира, мы как бы застыли на высоте своего жизненного опыта и именно с этим связана большая проблема - старшеклассники уходят из технологических кружков сдавать ЕГЭ по другим предметам.


И - И какой вы видите выход из ситуации?

Г- Идеально было бы (смеется) загнать  все классы и всю  школу на курсы  3D моделирования и принудить все это изучать.
Шучу, конечно!
К сожалению, это неправильно. Остается наш подход - вызывать истинный интерес у детей. И он  наиболее продуктивен в плане результата для ребенка.  

В любом случае, я оптимистка.
Ситуация меняется, да и мы стараемся ее менять. И транслируем родителям, что сейчас мир быстро меняется.

Ведь расстояние длиной там 600 км ни на что не влияет на сегодняшний день. И ребенок вполне себе может учиться и работать в Ростове-на-Дону, иметь возможность уехать оттуда в Москву или  Питер. 


И - А есть ли развитие в сфере детского обучения 3D моделированию или печати? Может быть существуют проекты, которые смогут дать детям шанс типа «социального лифта”?

Г-  Я надеюсь, что в этом году, благодаря национальному проекту «Успех каждого ребенка» в республике будут организованы учебные и соревновательные мероприятия  на городском и республиканском уровнях, чтобы дети могли участвовать в них с определенной периодичностью.

Это даст постоянный стимул к росту и развитию учеников. 
Также очень интересна Олимпиада кружкового движения НТИ «Талант 20.35». Победа по одной из компетенций дает школьнику до 10 баллов к результатам ЕГЭ в выбранном им вузе. Там идет реальная “охота за головами”, рекрутинг талантливых школьников!


И - И напоследок, Галина, поделитесь, какие у вас планы на будущее? 

Г- Как я уже сказала, с сентября 2021 года 3D моделирование и печать будут самостоятельными дисциплинами дополнительного образования в нашей школе.  Благодаря федеральному проекту “Успех каждого ребенка” и усилиям многих людей  мы получили высокотехнологичное оборудование, которое позволит детям получить больше знаний, больше умений, больше навыков для того чтобы найти себя.

Даже если наши ребята не будут непосредственно заниматься прототипированием и 3D печатью в своей профессиональной деятельности они будут готовы к любым изменениям.  А вот  пополнение к своему «ветерану» Геркулесу мы ждем к 1 сентября.


И - А что это будет, если не секрет?

Г- Не секрет, Hercules G2.


И - Очень приятно. Такой кредит доверия. Спасибо! На этой позитивной волне, прежде всего, еще раз выражаю признательность за выделенное время на интервью и подробные ответы. И, конечно, желаю Вам и вашим ученикам дальнейших успехов!

Г- Спасибо.